Н.Ф. Шашмурин в инициативном порядке приступил к проектированию тяжелого танка «Объект 260» (ИС-7). Танк значительно отличался от других машин, разработанных В 1945 году в ленинградском КБ, которое возглавлял Ж.Я. Котин, ведущий конструктор в годы войны. Его корпус был спроектирован с большими углами наклона броневых листов. Был построен деревянный макет в натуральную величину.
В 1946 году началось проектирование (и изготовление двух образцов) другого варианта, имевшего тот же заводской индекс «260». Первый из них собрали 8 сентября 1946 года, второй — 25 декабря 1946 года. Опытные образцы прошли ходовые испытания и в целом соответствовали основным ТТТ.
Впервые в отечественном танкостроении были применены гусеницы с РМШ, рычажно-поршневые гидравлические амортизаторы двухстороннего действия, размещенные в балансирах, опорные катки с внутренней амортизацией, стабилизированный прицел. На танке установили 130-мм пушку С-26 с новым дульным тормозом. Высокая скорострельность (6-8 выстр/мин) обеспечивалась применением механизма заряжания. Танк отличался самой мощной по тому времени броневой защитой, гнутыми бортовыми листами корпуса, многочисленным пулеметным вооружением, дизельным двигателем мощностью 1050 л.с.
В дополнение к прототипам на Ижорском заводе изготовили два броневых корпуса и две башни ИС-7. Они испытывались обстрелом из орудий калибра 88, 122 и 128 мм в Кубинке. Результаты испытаний легли в основу окончательного варианта бронирования нового танка.
В течение 1947 года шла интенсивная работа по созданию проекта улучшенного варианта танка ИС-7. Корпус и башня были изменены, усилено вооружение — машина получила новую 130-мм полуавтоматическую нарезную пушку С-70. Новинкой стала система управления огнем: прибор обеспечивал наведение пушки на цель и автоматический выстрел.
Летом 1948 года Кировский завод изготовил четыре ИС-7, которые после заводских испытаний прошли государственные. Броневая защита танка была практически неуязвима: ИС-7 выдерживал обстрел не только 128-мм пушки сверхтяжелого немецкого танка Mouse, считавшейся наиболее эффективной среди зарубежных танковых пушек, но и собственного 130-мм орудия.
Танк имел классическую компоновочную схему. В боевом отделении размещались командир танка, наводчик и два заряжающих. Пушка имела механизм заряжания и систему продувки ствола сжатым воздухом после выстрела. С ней были жестко связаны пулемет КПВТ и два пулемета РП-46 (СГМТ). По бортам корпуса в бронированных кожухах были закреплены два курсовых пулемета для ведения стрельбы вперед по ходу танка, а по бортам башни — два пулемета для стрельбы назад. Пулеметы имели дистанционное управление огнем и систему пневмоперезарядки. Второй пулемет КПВТ использовался в качестве зенитного и был смонтирован на кронштейне над башней.
Конструктивная форма лобовой части корпуса была заимствована у танка ИС-3. Максимальная толщина брони лобовой части литой башни достигала 350 мм.
На танке были установлены 12-цилиндровый V-образный четырехтактный морской дизель М-50Т с эжекционной системой охлаждения и механическая планетарная трансмиссия. Коробка передач была смонтирована в одном блоке с механизмом поворота типа ЗК и имела восемь передач переднего хода и две передачи заднего хода. Для управления коробкой передач использовался гидросервопривод селекторного типа. В ходовой части применялась пучковая торсионная подвеска с рычажно-поршневыми гидроамортизаторами, размещенными в балансирах крайних ее узлов. Пучок торсионов состоял из 19 прутков с шестигранными головками.
Топливо находилось в 14 резиновых баках общей емкостью 800 л, из которых 6 баков располагались снаружи в металлических бункерах по бортам.
В 1949 году Кировский завод получил заказ на пятьдесят ИС-7. Однако в том же году принимается постановление о прекращении работ над всеми танками весом свыше 50 тонн. Следствием этого решения было снятие с серийного производства танка ИС-4 и прекращение всех работ над ИС-7.
ИС-7 без преувеличения можно считать шедевром советского танкостроения. Он не имел себе равных в мире по совокупности основных боевых показателей. При боевой массе, как у «Королевского тигра», ИС-7 значительно превосходил его как по броневой защите, так и по вооружению.
Н.Ф. Шашмурин Вскоре после войны, работая в инициативном порядке, я спроектировал свой последний тяжёлый танк — ИС-7. Об этой великолепной машине мало кому известно, между тем это был настоящий танк предельных параметров, на много лет опередивший свое время... Вот лишь некоторые характеристики той машины: вес — 60 тонн, мощность двигателя — 1000 л. с., скорость — 60 км/ч, полуавтоматическая нарезная пушка калибром 130 мм, кроме того, на танке устанавливалось 5 крупнокалиберных пулеметов, а также стабилизированный прицел... Несмотря на успешные испытания, ИС-7 в серию не пошел, вместо него выпускался танк Т-10, в котором использовалось очень многое из последнего ИС, но броневая защита, силовая установка, вооружение были гораздо слабее. Изжили себя тяжеловесы?' Неверными оказались мои выкладки по определению предельных параметров БТТ? У нас любят ссылаться на мудрый Запад. Так вот, должен сказать, что самые последние модели танков, выпускаемых в Западной Европе и США. имеют параметры очень близкие к ИС-7, созданному в СССР 40 с лишним лет назад... К сожалению, наши крупнейшие “танковые начальники” больше смотрели в рот, очередному партийному лидеру, стремясь упредить очередной дилетантский каприз, даже не задумываясь, к чему приведет их конъюнктурное рвение. Было модно — поднимали на щит тяжелые КВ, проектировали сверхтяжелые, изменилась ситуация — все симпатии отдали средним машинам, а когда Хрущев устроил погром артиллерии и осыпал наградами ракетчиков, “прозрели” до такой степени, что увидели: пушка танку оказывается не нужна! Танк должен стрелять ракетами!.. Меня удивляет, что мы каким-то чудом не лишились танков еще в начале шестидесятых годов...
Характеристики ИС-7
Боевая масса, т 68
Экипаж, чел 5
Габаритные размеры, мм
- длина с пушкой
- длина корпуса
- ширина
- высота
- клиренс
10000
7380
3400
2480
450
Бронирование, мм
- лоб корпуса
- лоб башни
- днище
150
210
20
Вооружение (боекомплект): 130-мм пушка С-70 (30), пулеметы:
2 х 14,5-мм КПВТ (1000), 6 х 7,62-мм СГМТ (6000)
Двигатель (тип) М-50Т (Д, V12)
Мощность двигателя, л.с. (кВт) 1050 (772)
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 59
Запас хода по шоссе, км 300
Преодолеваемые препятствия:
- глубина брода
- подъем
1,5 м
30°
Удельное давление на грунт, кгс/cм2 0,9
Радиостанция 10-РК-26
Взято с сайта:http://legion.wplus.net/guide/army/ta/is7.shtml